Уважаемые покупатели! Все заказы, оформленные и оплаченные в период с 27 декабря по 23 января, будут обработаны с 24 января в связи с отъездом.

Как собрать кубик Рубика 3х3 (инструкция) Метод Джессики Фридрих Видео

 

КАК СОБРАТЬ КУБИК РУБИКА 3х3

В этой очень простой инструкции я хочу поделиться знаниями и формулами для сборки кубика Рубика 3х3.

 

Сборка кубика Рубика 3х3

Рисунок 1. Наглядное представление сборки кубика данным методом

 

I. Теория

1. Строение кубика
2. Стороны и цвета
3. Повороты
    3.1 Повороты внешних слоев
    3.2 Повороты средних слоев
    3.3 Повороты внешних и средних слоев одновременно
4. Перевороты



II. Сборка

1. Первый слой
    1.1 Крест
    1.2 Углы
2. Второй слой
    2.1 Ребра
3. Третий слой
    3.1 Ориентация реберных элементов
    3.2 Ориентация угловых элементов
    3.3 Перестановка угловых элементов
    3.4 Перестановка реберных элементов

Прежде, чем приступить к сборке, необходимо получить теоритические знания, без которых кубик практически невозможно собрать.

 

I. ТЕОРИЯ

1. Строение кубика

Кубик состоит из 26 элементов, классифицирующихся на 4 вида и отличающихся формой и количеством цветов на них. 


Центры в кубике 3х3

Рисунок 2. Центральные элементы
Шесть неподвижных элементов, имеющие каждый свой цвет, определяющий цвет стороны (например, если мы собираем белую сторону, это значит, что мы ориентируемся на белый центральный элемент). Центры являются неподвижными, поэтому в сборке они не перемещаются.
Ребра в кубике 3х3

Рисунок 3. Реберные элементы
Двенадцать элементов, имеющие 2 цвета. Независимо от вращений, эти элементы всегда остаются боковыми.
Углы в кубике 3х3

Рисунок 4. Угловые элементы
Восемь элементов, которые находятся на углах кубика. Они имеют три цвета и в течении всей сборки остаются угловыми. Часто происходит так, что новички путают угловые элементы с реберными и пытаются собирать крест из угловых.
Механизм крестовины в кубике 3х3

Рисунок 5. Крестовина
На крестовине находятся центры. Они всегда на своем месте.+

 

2. Стороны и цвета

У кубика Рубика 6 сторон и соответственно 6 цветов. В классической (европейской) цветовой схеме следующие цвета:  белый ,  желтый ,  красный ,  оранжевый ,  синий ,  зеленый 

В правильном кубике  белая  сторона напротив  желтой  красная  напротив  оранжевой ,  синяя  напротив  зеленой .

Куб собран

Рисунок 6. Вид c передней стороны
Куб собран

Рисунок 7. Вид с обратной стороны

Каждая сторона имеет свое название и обозначается соответствующей буквой:
Фронтальная грань в кубике 3х3
Рисунок 8. F — (от англ. Front) фронтальная
Верхняя грань в кубике 3х3
Рисунок 9. U — (от англ. Up) верхняя
Правая грань в кубике 3х3
Рисунок 10. R — (от англ. Right) правая
Задняя грань в кубике 3х3
Рисунок 11. B — (от англ. Back) задняя
Нижняя грань в кубике 3х3
Рисунок 12. D — (от англ. Down) нижняя
Левая грань в кубике 3х3
Рисунок 13. L — (от англ. Left) левая

Первые и последние три стороны параллельны друг другу (фронтальная напротив задней, верхняя напротив нижней, правая напротив левой)
Средний слой M в кубике 3х3
Рисунок 14. M — (от англ. Middle) средний слой, находящийся между правой (R) и левой (L) сторонами.
Средний слой S в кубике 3х3
Рисунок 15. S — (от англ. Standing) средний слой, находящийся между фронтальной (F) и задней (B) сторонами.
Средний слой E в кубике 3х3
Рисунок 16. E — (от англ. Equatorial) средний слой, находящийся между верхней (U) и нижней (D) сторонами

 

3. Повороты

3.1 Повороты внешних слоев


Повороты бывают по часовой стрелке, против часовой стрелки, а также двойными:
По часовой стрелке обозначаются также как стороны (F, U, R, B, D, L) и на собранном кубике выглядят следующим образом:

Поворот F в кубике РубикаРисунок 17. Поворот F
Поворот U в кубике РубикаРисунок 18. Поворот U
Поворот R в кубике РубикаРисунок 19. Поворот R
Поворот B в кубике РубикаРисунок 20. Поворот B
Поворот D в кубике РубикаРисунок 21. Поворот D
Поворот L в кубике РубикаРисунок 22. Поворот L

Против часовой стрелки обозначаются как сочетание буквы и символа штриха (F', U', R', B', D', L') и на собранном кубике выглядят следующим образом:
Поворот F' в кубике РубикаРисунок 23. Поворот F'
Поворот U' в кубике РубикаРисунок 23. Поворот U'
Поворот R' в кубике РубикаРисунок 24. Поворот R'
Поворот B' в кубике РубикаРисунок 25. Поворот B'
Поворот D' в кубике РубикаРисунок 26. Поворот D'
Поворот L' в кубике РубикаРисунок 27. Поворот L'

Двойные повороты обозначаются как сочетание буквы и цифры 2 (F2, U2, R2, B2, D2, L2) и на собранном кубике выглядят следующим образом:
Поворот F2 в кубике РубикаРисунок 28. Поворот F2
Поворот U2 в кубике РубикаРисунок 29. Поворот U2
Поворот R2 в кубике РубикаРисунок 30. Поворот R2
Поворот B2 в кубике РубикаРисунок 31. Поворот B2
Поворот D2 в кубике РубикаРисунок 32. Поворот D2
Поворот L2 в кубике РубикаРисунок 33. Поворот L2

 

3.2 Повороты средних слоев

Повороты средних слоев (обозначения такие же как и в поворотах внешних слоев):

По часовой стрелке:

Поворот M в кубике Рубика
Рисунок 34. Поворот M
Поворот S в кубике Рубика
Рисунок 35. Поворот S
Поворот E в кубике Рубика
Рисунок 36. Поворот E
Против часовой стрелки:
Поворот M' в кубике Рубика
Рисунок 37. Поворот M'
Поворот S' в кубике Рубика
Рисунок 38. Поворот S'
Поворот E' в кубике Рубика
Рисунок 39. Поворот E'
Двойные повороты:
Поворот M2 в кубике Рубика
Рисунок 40. Поворот M2
Поворот S2 в кубике Рубика
Рисунок 41. Поворот S2
Поворот E2 в кубике Рубика
Рисунок 42. Поворот E2

 

3.3 Повороты внешних и средних слоев одновременно


Повороты внешних и средних слоев (обозначения такие же как и в поворотах внешних слоев за исключением того, что к обозначениям добавляется буква w - Fw, Uw, Rw, Bw, Dw, Lw):

Поворот Fw в кубике РубикаРисунок 43. Поворот Fw
Поворот Uw в кубике РубикаРисунок 44. Поворот Uw
Поворот Rw в кубике РубикаРисунок 45. Поворот Rw
Поворот Bw в кубике РубикаРисунок 46. Поворот Bw
Поворот Dw в кубике РубикаРисунок 47. Поворот Dw
Поворот Lw в кубике РубикаРисунок 48. Поворот Lw

Против часовой стрелки обозначаются как сочетание буквы и символа штриха (Fw', Uw', Rw', Bw', Dw', Lw') и на собранном кубике выглядят следующим образом:
Поворот Fw' в кубике РубикаРисунок 49. Поворот Fw'
Поворот Uw' в кубике РубикаРисунок 50. Поворот Uw'
Поворот Rw' в кубике РубикаРисунок 51. Поворот Rw'
Поворот Bw' в кубике РубикаРисунок 52. Поворот Bw'
Поворот Dw' в кубике РубикаРисунок 53. Поворот Dw'
Поворот Lw' в кубике РубикаРисунок 54. Поворот Lw'

Двойные повороты обозначаются как сочетание буквы и цифры 2 (Fw2, Uw2, Rw2, Bw2, Dw2, Lw2) и на собранном кубике выглядят следующим образом:
Поворот Fw2 в кубике РубикаРисунок 55. Поворот Fw2
Поворот Uw2 в кубике РубикаРисунок 56. Поворот Uw2
Поворот Rw2 в кубике РубикаРисунок 57. Поворот Rw2
Поворот Bw2 в кубике РубикаРисунок 58. Поворот Bw2
Поворот Dw2 в кубике РубикаРисунок 59. Поворот Dw2
Поворот Lw2 в кубике РубикаРисунок 60. Поворот Lw2

4. Перевороты

Переворот — это вращение всего кубика в одной из трех плоскостей: x - плоскость параллельная стороне R. Переворот x выполняется так как будто вы крутите грань R, но только весь куб, x' - как будто крутите R', но весь куб, x2 - как будто крутите R2, но весь куб.

Исходное состояние при перевороте x в кубике Рубика 3х3
Рисунок 61. Исходное состояние
Переворот x в кубике Рубика 3х3
Рисунок 62. Переворот x
Переворот x' в кубике Рубика 3х3
Рисунок 63. Переворот x'
Переворот x2 в кубике Рубика 3х3
Рисунок 64.Переворот x2
y - плоскость параллельная стороне U. Переворот выполняется так как будто вы крутите грань U, но только весь куб, y' - как будто крутите U', но весь куб, y2 - как будто крутите U2, но весь куб.
Исходное состояние при перевороте y в кубике Рубика 3х3
Рисунок 65. Исходное состояние
Переворот y в кубике Рубика 3х3
Рисунок 66. Переворот y
Переворот y' в кубике Рубика 3х3
Рисунок 67. Переворот y'
Переворот y2 в кубике Рубика 3х3
Рисунок 68. Переворот y2
z - плоскость параллельная стороне F. Переворот выполняется так как будто вы крутите грань F, но только весь куб, z' - как будто крутите F', но весь куб, z2 - как будто крутите F2, но весь куб.
Исходное состояние при перевороте z в кубике Рубика 3х3
Рисунок 69. Исходное состояние
Переворот z в кубике Рубика 3х3
Рисунок 70. Переворот z
Переворот z' в кубике Рубика 3х3
Рисунок 71. Переворот z'
Переворот z2 в кубике Рубика 3х3
Рисунок 72. Переворот z2

Поздравляю, на этом теория закончена. Можно перейти к практической части.

 

II. СБОРКА

1. Первый слой

1.1 Крест

Сборка кубика начинается со сборки креста, из несобранного нужно сделать собранный.

Несобранный крест в кубике 3х3
Рисунок 73. Несобранный крест
Собранный крест в кубике 3х3
Рисунок 74. Cобранный крест
Сборка креста довольно неоднозначный этап, у каждого могут быть свои приемы, а также крест может быть как правильным, так и неправильным. Правильный крест - такой крест, у которого цвет центра совпадает с цветом ребра, у неправильного цвет центра соответственно не совпадает с цветом ребра.
Пример неправильно собранного креста в кубике 3х3
Рисунок 75. Неправильный крест
Пример правильно собранного креста в кубике 3х3
Рисунок 76. Правильный крест
6 возможных ситуаций при сборке креста:

  • элемент креста расположен в среднем слое (1) - логика решения: движением R' отводим красно-белое ребро в нижний слой, затем подводим к красному центру движением D' и делаем F2, движением R возвращаем сине-белое ребро назад.
  • элемент креста расположен в верхнем слое и перевернут неправильно (2) - логика решения: движением F выводим красно-белое ребро, затем делаем U', движением R ставим элемент на место, и движением U возвращаем.
  • элемент креста расположен в верхнем слое и перевернут правильно (3) - логика решения: движением F2 отводим оранжево-белое ребро в нижний слой, движением D2 совмещаем со своим центром и ставим на место движением B2
  • элемент креста расположен в нижнем слое и перевернут неправильно (4) - логика решения: красно-белое ребро сопоставлено с центром, остается только довернуть F2. элемент креста расположен в нижнем слое и перевернут правильно (5) - логика решения: движением D двигаем красно-белое ребро так, чтобы можно было сопоставить с красным центром, движением R сопоставляем, при этом отодвигая сине-белое ребро, движением F' ставим красно-белое ребро на свое место, и движением R'возвращаем сине-белое ребро на свое прежнее место.
  • элемент креста расположен в верхнем слое и стоит на своем месте (6) - красно-белый кусочек стоит на своем место, такая ситуация возможна если, например, повезло и ребро уже встало на свое место при замешивании или случайно собралось.

Пример решения креста, ситуация #1 в в первом слое

Рисунок 77. Ситуация 1.
Решение: R' D' R F2

Пример решения креста, ситуация #2 в в первом слое
Рисунок 78. Ситуация. 2.
Решение: F2 D2 B2
Пример решения креста, ситуация #3 в в первом слое
Рисунок 79. Ситуация 3.
Решение: F U' R U
Пример решения креста, ситуация #4 в в первом слое
Рисунок 80. Ситуация 4.
Решение: F2
Пример решения креста, ситуация #5 в в первом слое
Рисунок 81. Ситуация 5.
Решение: D R F' R'
Пример решения креста, ситуация #6 в в первом слое
Рисунок 82. Ситуация 6. Элемент собран

1.2 Углы

Итак, мы собрали крест. После этого переворачиваем куб так, чтобы собранная сторона оказалась внизу. В данном шаге мы будем собирать углы первого слоя и возможно 6 ситуаций их расположения:

  • Уголок находится в верхнем слое, а белая наклейка смотрит вправо (1). В данном случае нужно сделать R U R'.
  • Уголок находится в верхнем слое, а белая наклейка смотрит влево (2). В данном случае нужно сделать F' U' F.
  • Уголок находится в верхнем слое, а белая наклейка смотрит вверх (3). В данном случае нужно сделать R U R' U' R U R' U' R U R' U' или (R U R' U')x3, т.е. 3 раза.
  • Уголок находится в нижнем слое в "своем" слоте, а белая наклейка смотрит влево (4). В данном случае нужно сделать R U' R2 F R F' или повернуть куб оранжевым на себя и сделать L' U' L U L' U' L.
  • Уголок находится в нижнем слое в "своем" слоте, а белая наклейка смотрит вправо (5). В данном случае нужно сделать R U R' U' R U R' U'или (R U R' U')x2, т.е. 2 раза.
  • Уголок находится в нижнем слое в "чужом" слоте, неважно куда смотрит белая наклейка (6). В данном случае нужно взять кубик так, чтоб "рабочий уголок" оказался правым нижним и сделать движения R U R' и у нас случится ситуация, описанная в первых трех пунктах.

Пример решения углов, ситуация #1 в первом слое

Рисунок 83. Ситуация 1.
Решение: R U R'

Пример решения углов, ситуация #2 в первом слое
Рисунок 84. Ситуация 2.
Решение: F' U' F
Пример решения углов, ситуация #3 в первом слое
Рисунок 85. Ситуация 3.
Решение: (R U R' U')x3, т.е. 3 раза
Пример решения углов, ситуация #4 в первом слое
Рисунок 86. Ситуация 4.
Решение: R U' R2 F R F'
Пример решения углов, ситуация #5 в первом слое
Рисунок 87. Ситуация 5.
Решение: (R U R' U')x2, т.е. 2 раза.
Пример решения углов, ситуация #6 в первом слое
Рисунок 88. Ситуация 6.
Решение: чтобы вывести уголок в верхний слой сделаем: R' U2 R U', а дальше выполнить одну из первых трех ситуаций.

 

2. Второй слой

Ребра

Мы должны расставить на места четыре реберных кусочка, которые находятся в верхнем слое. Нужно запомнить, что эти кусочки не должны иметь желтую наклейку. Находим на верхнем слое кусочек, не имеющий желтого цвета, допустим, оранжево-зеленый. Этот кусочек должен стоять между оранжевым и зеленым центром. Значит, мы должны подвинуть его к ним. Теперь мы получаем два случая (1) и (2):

Пример решения ребер, ситуация #1 во втором слое
Рисунок 89. Случай 1.
Решение U R U' R' F R' F' R
Пример решения ребер, ситуация #2 во втором слое
Рисунок 90. Случай 2.
Решение зеркально т.е. U' L' U' L U F U F',
держать оранжевым на себя.
Таким образом мы собираем и остальные кусочки. Но бывают случаи, когда на верхней грани не находится тот кусочек, который нужно вставить во второй слой. Но мы видим, что он уже стоит во втором слое, но не на своем месте (3) или на своем месте, но неправильно повернут (4). Поэтому рассмотрим еще два случая, решаемые формулами, которые мы уже знаем.
Пример решения ребер, ситуация #3 во втором слое
Рисунок 91. 3й случай. В ситуации (3) мы сначала выводим неправильно вставленный кусочек формулой: R U' R' F R' F' R и видим, что реберный элемент находится в верхнем слое, теперь его нужно поставить так, как изображено на рисунке ситуации (1), теперь осталось применить формулу для ситуации (1).
Пример решения ребер, ситуация #4 во втором слое
Рисунок 92. 4й случай. Для случая (4)
Решение аналогично случаю (3)

 

3. Третий слой

3.1 Ориентация реберных элементов

Целью данного этапа является сборка креста на верхней грани. После того как Вы собрали второй слой возможны 4 ситуации:

Пример решения желтой шапки второго слоя, ситуация «палка»
Рисунок 93. Ситуация 1
Пример решения желтой шапки второго слоя, ситуация «уголок»
Рисунок 94. Ситуация 2
Пример решения желтой шапки второго слоя, ситуация «точка»
Рисунок 95. Ситуация 3
Пример решения желтой шапки второго слоя, ситуация «крест»
Рисунок 96. Ситуация 4
Вид сверху:
Решение ситуации «палка», вид сверху
Рисунок 97. 
Решение: F R U R' U' F'
Решение ситуации «уголок», вид сверху
Рисунок 98. 
Решение: F U R U' R' F'
Решение ситуации «точка», вид сверху
Рисунок 99. Данная ситуация решатся как комбинация первых двух: F R U R' U' F' U2 F U R U' R' F'
Решение ситуации «крест», вид сверху
Рисунок 100. Данная ситуация является результатом этого этапа, если она выпала значит можно перейти к следующему шагу.

 

3.2 Ориентация угловых элементов

Ориентация угловых элементов выполняется одним из следующих 7 алгоритмов:

Решение желтой шапки. Алгоритм: 3 пиф-пафа
Рисунок 101. Алгоритм: 3 пиф-пафа

Решение: R' U' R U' R' U R U' R' U2 R
Решение желтой шапки. Алгоритм: вертолет
Рисунок 102. Алгоритм: вертолет

Решение: R U2' R2' U' R2 U' R2' U2'R
Решение желтой шапки. Алгоритм: глаза
Рисунок 103. Алгоритм: глаза

Решение: R2 D' R U2' R' D R U2' R
Решение желтой шапки. Алгоритм: уши
Рисунок 104. Алгоритм: уши

Решение: Rw U R' U' Rw' F R F'

Решение желтой шапки. Алгоритм: восьмерка
Рисунок 105. Алгоритм: восьмерка

Решение: Lw' U' L' U R U' L U x'
Решение желтой шапки. Алгоритм: рыбка вверх
Рисунок 106. Алгоритм: рыбка вверх

Решение: R U2 R' U' R U' R'
Решение желтой шапки. Алгоритм: рыбка вверх
Рисунок 107. Алгоритм: рыбка вниз

Решение: R U R' U R U2' R'

 

Результатом данного этапа будет собранная желтая шапка на кубе:

Пример собранной желтой шапки на кубике Рубика 3х3

 

3.3 Перестановка угловых элементов

Перестановка угловых элементов выполняется двумя следующими алгоритмами:

Сборка последнего слоя. Алгоритм Aa-perm
Рисунок 108. 
Решение: x R' U R' D2 R U' R' D2 R2
Сборка последнего слоя. Алгоритм Ab-perm
Рисунок 109. 
Решение: x R2' D2 R U R' D2 R U' R
Сборка последнего слоя. Алгоритм Ja-perm
Рисунок 110. 
Решение: R U2 R' U' R U2 L' U R' U' L
Сборка последнего слоя. Алгоритм Y-perm
Рисунок 111. 
Решение: F R U' R' U' R U R' F' R U R' U' R' F R F'

На самом деле последние 2 алгоритма помимо углов переставляют ребра, но для новичков это неважно, т.к. данный этап подразумевает расстановку только углов.

 

3.4 Перестановка реберных элементов

Перестановка реберных элементов выполняется двумя следующими алгоритмами:

Сборка последнего слоя. Алгоритм Ua-perm
Рисунок 112. 
Решение: R2 U R U R' U' R' U' R' U R'
Сборка последнего слоя. Алгоритм Ua-perm
Рисунок 113. 
Решение: R U' R U R U R U' R' U' R2

 

Когда невозможно собрать кубик?

 

Надеюсь, что могу вас поздравить c вашим первым собранным кубиком Рубика :–)

Ваш первый собранный кубик!


Кубики Рубика 3х3

 

         © «Прокубер», 2013–2016               we@procuber.ru         

  

JoomShaper