Как собрать кубик Рубика 3х3

В этой очень простой инструкции я хочу поделиться знаниями и формулами для сборки кубика Рубика 3х3.
Рисунок 1. Наглядное представление сборки кубика данным методом

Теория

  1. Строение кубика
  2. Стороны и цвета
  3. Повороты
    1. Повороты внешних слоев
    2. Повороты средних слоев
    3. Повороты внешних и средних слоев одновременно
  4. Перевороты

Сборка

  1. Первый слой
    1. Крест
    2. Углы
  2. Второй слой
    1. Ребра
  3. Третий слой
    1. Ориентация реберных элементов
    2. Ориентация угловых элементов
    3. Перестановка угловых элементов
    4. Перестановка реберных элементов
Прежде, чем приступить к сборке, необходимо получить теоритические знания, без которых кубик практически невозможно собрать.

Теория

Строение кубика

Кубик состоит из 26 элементов, классифицирующихся на 4 вида и отличающихся формой и количеством цветов на них.
Рисунок 2. Центральные элементы
Шесть неподвижных элементов, имеющие каждый свой цвет, определяющий цвет стороны (например, если мы собираем белую сторону, это значит, что мы ориентируемся на белый центральный элемент). Центры являются неподвижными, поэтому в сборке они не перемещаются.
Рисунок 3. Реберные элементы
Двенадцать элементов, имеющие 2 цвета. Независимо от вращений, эти элементы всегда остаются боковыми.
Рисунок 4. Угловые элементы
Восемь элементов, которые находятся на углах кубика. Они имеют три цвета и в течении всей сборки остаются угловыми. Часто происходит так, что новички путают угловые элементы с реберными и пытаются собирать крест из угловых.
Рисунок 5. Крестовина
На крестовине находятся центры. Они всегда на своем месте.+

Стороны и цвета

У кубика Рубика 6 сторон и соответственно 6 цветов. В классической (европейской) цветовой схеме следующие цвета:  белый ,  желтый ,  красный ,  оранжевый ,  синий ,  зеленый 

В правильном кубике  белая  сторона напротив  желтой  красная  напротив  оранжевой ,  синяя  напротив  зеленой .

Рисунок 6. Вид c передней стороны
Рисунок 7. Вид с обратной стороны
Каждая сторона имеет свое название и обозначается соответствующей буквой:
Рисунок 8. F — (от англ. Front) фронтальная
Рисунок 9. U — (от англ. Up) верхняя
Рисунок 10. R — (от англ. Right) правая
Рисунок 11. B — (от англ. Back) задняя
Рисунок 12. D — (от англ. Down) нижняя
Рисунок 13. L — (от англ. Left) левая
Первые и последние три стороны параллельны друг другу (фронтальная напротив задней, верхняя напротив нижней, правая напротив левой)
Рисунок 14. M — (от англ. Middle) средний слой, находящийся между правой (R) и левой (L) сторонами.
Рисунок 15. S — (от англ. Standing) средний слой, находящийся между фронтальной (F) и задней (B) сторонами.
Рисунок 16. E — (от англ. Equatorial) средний слой, находящийся между верхней (U) и нижней (D) сторонами

Повороты

Повороты внешних слоев

Повороты бывают по часовой стрелке, против часовой стрелки, а также двойными:

По часовой стрелке обозначаются также как стороны (F, U, R, B, D, L) и на собранном кубике выглядят следующим образом:

Рисунок 17. Поворот F
Рисунок 18. Поворот U
Рисунок 19. Поворот R
Рисунок 20. Поворот B
Рисунок 21. Поворот D
Рисунок 22. Поворот L

Против часовой стрелки обозначаются как сочетание буквы и символа штриха (F’, U’, R’, B’, D’, L’) и на собранном кубике выглядят следующим образом:

Рисунок 23. Поворот F'
Рисунок 23. Поворот U'
Рисунок 24. Поворот R'
Рисунок 25. Поворот B'
Рисунок 26. Поворот D'
Рисунок 27. Поворот L

Двойные повороты обозначаются как сочетание буквы и цифры 2 (F2, U2, R2, B2, D2, L2) и на собранном кубике выглядят следующим образом:

Рисунок 28. Поворот F2
Рисунок 29. Поворот U2
Рисунок 30. Поворот R2
Рисунок 31. Поворот B2
Рисунок 32. Поворот D2
Рисунок 33. Поворот L2

Повороты средних слоев

Повороты средних слоев (обозначения такие же как и в поворотах внешних слоев):

По часовой стрелке:
Рисунок 34. Поворот M
Рисунок 35. Поворот S
Рисунок 36. Поворот E
Против часовой стрелки:
Рисунок 37. Поворот M'
Рисунок 38. Поворот S'
Рисунок 39. Поворот E'
Двойные повороты:
Рисунок 40. Поворот M2
Рисунок 41. Поворот S2
Рисунок 42. Поворот E2

Повороты внешних и средних слоев одновременно

Повороты внешних и средних слоев (обозначения такие же как и в поворотах внешних слоев за исключением того, что к обозначениям добавляется буква w – Fw, Uw, Rw, Bw, Dw, Lw):
Рисунок 43. Поворот Fw
Рисунок 44. Поворот Uw
Рисунок 45. Поворот Rw
Рисунок 46. Поворот Bw
Рисунок 47. Поворот Dw
Рисунок 48. Поворот Lw
Против часовой стрелки обозначаются как сочетание буквы и символа штриха (Fw’, Uw’, Rw’, Bw’, Dw’, Lw’) и на собранном кубике выглядят следующим образом:
Рисунок 49. Поворот Fw'
Рисунок 50. Поворот Uw'
Рисунок 51. Поворот Rw'
Рисунок 52. Поворот Bw'
Рисунок 53. Поворот Dw'
Рисунок 54. Поворот Lw'
Двойные повороты обозначаются как сочетание буквы и цифры 2 (Fw2, Uw2, Rw2, Bw2, Dw2, Lw2) и на собранном кубике выглядят следующим образом:
Рисунок 55. Поворот Fw2
Рисунок 56. Поворот Uw2
Рисунок 57. Поворот Rw2
Рисунок 58. Поворот Bw2
Рисунок 59. Поворот Dw2
Рисунок 60. Поворот Lw2

Перевороты

Переворот — это вращение всего кубика в одной из трех плоскостей: x – плоскость параллельная стороне R. Переворот x выполняется так как будто вы крутите грань R, но только весь куб, x’ – как будто крутите R’, но весь куб, x2 – как будто крутите R2, но весь куб.

Рисунок 61. Исходное состояние
Рисунок 62. Переворот x
Рисунок 63. Переворот x'
Рисунок 64.Переворот x2

y – плоскость параллельная стороне U. Переворот выполняется так как будто вы крутите грань U, но только весь куб, y’ – как будто крутите U’, но весь куб, y2 – как будто крутите U2, но весь куб.

Рисунок 65. Исходное состояние
Рисунок 66. Переворот y
Рисунок 67. Переворот y'
Рисунок 68. Переворот y2
z – плоскость параллельная стороне F. Переворот выполняется так как будто вы крутите грань F, но только весь куб, z’ – как будто крутите F’, но весь куб, z2 – как будто крутите F2, но весь куб.
Рисунок 69. Исходное состояние
Рисунок 70. Переворот z
Рисунок 71. Переворот z'
Рисунок 72. Переворот z2
Поздравляю, на этом теория закончена. Можно перейти к практической части.

Сборка

Первый слой

Крест

Сборка кубика начинается со сборки креста, из несобранного нужно сделать собранный.
Рисунок 73. Несобранный крест
Рисунок 74. Cобранный крест
Сборка креста довольно неоднозначный этап, у каждого могут быть свои приемы, а также крест может быть как правильным, так и неправильным. Правильный крест – такой крест, у которого цвет центра совпадает с цветом ребра, у неправильного цвет центра соответственно не совпадает с цветом ребра.
Рисунок 75. Неправильный крест
Рисунок 76. Правильный крест

6 возможных ситуаций при сборке креста:

  • элемент креста расположен в среднем слое (1) – логика решения:
    • движением R’ отводим красно-белое ребро в нижний слой,
    • затем подводим к красному центру движением D’ и делаем F2,
    • движением R возвращаем сине-белое ребро назад.
  • элемент креста расположен в верхнем слое и перевернут неправильно (2) – логика решения:
    • движением F выводим красно-белое ребро,
    • затем делаем U’,
    • движением R ставим элемент на место,
    • и движением U возвращаем.
  • элемент креста расположен в верхнем слое и перевернут правильно (3) – логика решения:
    • движением F2 отводим оранжево-белое ребро в нижний слой,
    • движением D2 совмещаем со своим центром
    • и ставим на место движением B2
  • элемент креста расположен в нижнем слое и перевернут неправильно (4) – логика решения:
    • красно-белое ребро сопоставлено с центром,
    • остается только довернуть F2.
  • элемент креста расположен в нижнем слое и перевернут правильно (5) – логика решения:
    • движением D двигаем красно-белое ребро так, чтобы можно было сопоставить с красным центром,
    • движением R сопоставляем, при этом отодвигая сине-белое ребро,
    • движением F’ ставим красно-белое ребро на свое место,
    • и движением R’возвращаем сине-белое ребро на свое прежнее место.
  • элемент креста расположен в верхнем слое и стоит на своем месте (6) – красно-белый кусочек стоит на своем место, такая ситуация возможна если, например, повезло и ребро уже встало на свое место при замешивании или случайно собралось.
Рисунок 77. Ситуация 1. Решение: R' D' R F2
Рисунок 78. Ситуация. 2. Решение: F2 D2 B2
Рисунок 79. Ситуация 3. Решение: F U' R U
Рисунок 80. Ситуация 4. Решение: F2
Рисунок 81. Ситуация 5. Решение: D R F' R'
Рисунок 82. Ситуация 6. Элемент собран

Углы

Итак, мы собрали крест. После этого переворачиваем куб так, чтобы собранная сторона оказалась внизу. В данном шаге мы будем собирать углы первого слоя и возможно 6 ситуаций их расположения:

  • Уголок находится в верхнем слое, а белая наклейка смотрит вправо (1). В данном случае нужно сделать R U R’.
  • Уголок находится в верхнем слое, а белая наклейка смотрит влево (2). В данном случае нужно сделать F’ U’ F.
  • Уголок находится в верхнем слое, а белая наклейка смотрит вверх (3). В данном случае нужно сделать R U R’ U’ R U R’ U’ R U R’ U’ или (R U R’ U’)x3, т.е. 3 раза.
  • Уголок находится в нижнем слое в “своем” слоте, а белая наклейка смотрит влево (4). В данном случае нужно сделать R U’ R2 F R F’ или повернуть куб оранжевым на себя и сделать L’ U’ L U L’ U’ L.
  • Уголок находится в нижнем слое в “своем” слоте, а белая наклейка смотрит вправо (5). В данном случае нужно сделать R U R’ U’ R U R’ U’или (R U R’ U’)x2, т.е. 2 раза.
  • Уголок находится в нижнем слое в “чужом” слоте, неважно куда смотрит белая наклейка (6). В данном случае нужно взять кубик так, чтоб “рабочий уголок” оказался правым нижним и сделать движения R U R’ и у нас случится ситуация, описанная в первых трех пунктах.
Рисунок 83. Ситуация 1. Решение: R U R'
Рисунок 84. Ситуация 2. Решение: F' U' F
Рисунок 85. Ситуация 3. Решение: (R U R' U')x3, т.е. 3 раза
Рисунок 86. Ситуация 4. Решение: R U' R2 F R F'
Рисунок 87. Ситуация 5. Решение: (R U R' U')x2, т.е. 2 раза.
Рисунок 88. Ситуация 6. Решение: чтобы вывести уголок в верхний слой сделаем: R' U2 R U', а дальше выполнить одну из первых трех ситуаций.

Второй слой

Ребра

Мы должны расставить на места четыре реберных кусочка, которые находятся в верхнем слое. Нужно запомнить, что эти кусочки не должны иметь желтую наклейку. Находим на верхнем слое кусочек, не имеющий желтого цвета, допустим, оранжево-зеленый. Этот кусочек должен стоять между оранжевым и зеленым центром. Значит, мы должны подвинуть его к ним. Теперь мы получаем два случая (1) и (2):
Рисунок 89. Случай 1. Решение U R U' R' F R' F' R
Рисунок 90. Случай 2. Решение зеркально т.е. U' L' U' L U F U F', держать оранжевым на себя.
Таким образом мы собираем и остальные кусочки. Но бывают случаи, когда на верхней грани не находится тот кусочек, который нужно вставить во второй слой. Но мы видим, что он уже стоит во втором слое, но не на своем месте (3) или на своем месте, но неправильно повернут (4). Поэтому рассмотрим еще два случая, решаемые формулами, которые мы уже знаем.
Рисунок 91. 3й случай. В ситуации (3) мы сначала выводим неправильно вставленный кусочек формулой: R U' R' F R' F' R и видим, что реберный элемент находится в верхнем слое, теперь его нужно поставить так, как изображено на рисунке ситуации (1), теперь осталось применить формулу для ситуации (1).
Рисунок 92. 4й случай. Для случая (4) Решение аналогично случаю (3)

Третий слой

Ориентация реберных элементов

Целью данного этапа является сборка креста на верхней грани. После того как Вы собрали второй слой возможны 4 ситуации:
Рисунок 93. Ситуация 1
Рисунок 97. Решение: F R U R' U' F'
Рисунок 94. Ситуация 2
Рисунок 98. Решение: F U R U' R' F'
Рисунок 95. Ситуация 3
Рисунок 99. Данная ситуация решатся как комбинация первых двух: F R U R' U' F' U2 F U R U' R' F'
Рисунок 96. Ситуация 4
Рисунок 100. Данная ситуация является результатом этого этапа, если она выпала значит можно перейти к следующему шагу.

Ориентация угловых элементов

Ориентация угловых элементов выполняется одним из следующих 7 алгоритмов:
Рисунок 101. Алгоритм: 3 пиф-пафа Решение: R' U' R U' R' U R U' R' U2 R
Рисунок 102. Алгоритм: вертолет Решение: R U2' R2' U' R2 U' R2' U2'R
Рисунок 103. Алгоритм: глаза Решение: R2 D' R U2' R' D R U2' R
Рисунок 104. Алгоритм: уши Решение: Rw U R' U' Rw' F R F'
Рисунок 105. Алгоритм: восьмерка Решение: Lw' U' L' U R U' L U x'
Рисунок 106. Алгоритм: рыбка вверх Решение: R U2 R' U' R U' R'
Рисунок 107. Алгоритм: рыбка вниз Решение: R U R' U R U2' R'
Результатом данного этапа будет собранная желтая шапка на кубе:

Перестановка угловых элементов

Перестановка угловых элементов выполняется двумя следующими алгоритмами:
Рисунок 108. Решение: x R' U R' D2 R U' R' D2 R2
Рисунок 109. Решение: x R2' D2 R U R' D2 R U' R
Рисунок 110. Решение: R U2 R' U' R U2 L' U R' U' L
Рисунок 111. Решение: F R U' R' U' R U R' F' R U R' U' R' F R F'
На самом деле последние 2 алгоритма помимо углов переставляют ребра, но для новичков это неважно, т.к. данный этап подразумевает расстановку только углов.

Перестановка реберных элементов

Перестановка реберных элементов выполняется двумя следующими алгоритмами:
Рисунок 112. Решение: R2 U R U R' U' R' U' R' U R'
Рисунок 113. Решение: R U' R U R U R U' R' U' R2
Надеюсь, что могу вас поздравить c вашим первым собранным кубиком Рубика :–)
Прокрутить вверх