Формулы для сборки кубика Рубика | Как собирать кубик Рубика

Формулы для сборки кубика Рубика

Формулы для кубика Рубика 3×3 — это набор движений, записанных в определённой нотации, которые используются для выполнения конкретных операций с кубиком, таких как сборка слоёв, ориентация и перестановка элементов. Эти формулы помогают решать кубик систематически, без необходимости случайных попыток.
Содержание показать

Стандартные обозначения поворотов для кубика 3х3х3 принятые в WCA

Поворот по часовой стрелке

  • F — фронтальная сторона поворот по часовой стрелке,
  • B — задняя (тыльная) сторона поворот по часовой,
  • L — левая сторона поворот по часовой,
  • R — правая сторона поворот по часовой стрелке,
  • U — верхняя сторона поворот по часовой,
  • D — нижняя сторона поворот по часовой.

Поворот против часовой стрелки

  • F’ — фронтальная сторона поворот против часовой стрелки,
  • B’ — задняя (тыльная) сторона поворот против часовой,
  • L’ — левая сторона поворот против часовой,
  • R’ — правая сторона поворот против часовой стрелки,
  • U’ — верхняя сторона поворот против часовой,
  • D’ — нижняя сторона поворот против часовой.

Поворот на 180°

  • F2 — фронтальная сторона поворот на 180°,
  • B2 — задняя (тыльная) сторона поворот на 180°,
  • L2 — левая сторона поворот на 180°,
  • R2 — правая сторона поворот на 180°,
  • U2 — верхняя сторона поворот на 180°,
  • D2- нижняя сторона поворот на 180°.

Поворот двух слоёв одновременно

  • Fw — фронтальная грань вместе со средним слоем по часовой стрелке,
  • Bw — тыльная грань вместе со средним слоем по часовой стрелке,
  • Lw — левая грань вместе со средним слоем по часовой стрелке,
  • Rw — правая грань вместе со средним слоем по часовой стрелке,
  • Uw — верхняя грань вместе со средним слоем по часовой стрелке,
  • Dw — нижняя грань вместе со средним слоем по часовой стрелке.

Поворот против часовой стрелки двух слоёв одновременно

  • Fw’ — фронтальная грань вместе со средним слоем против часовой стрелки,
  • Bw’ — тыльная грань вместе со средним слоем против часовой стрелки,
  • Lw’ — левая грань вместе со средним слоем против часовой стрелки,
  • Rw’ — правая грань вместе со средним слоем против часовой стрелки,
  • Uw’ — верхняя грань вместе со средним слоем против часовой стрелки,
  • Dw’ — нижняя грань вместе со средним слоем против часовой стрелки.

Поворот соответствующей грани со средним слоем на 180°

  • Fw2 — фронтальная грань вместе со средним слоем на 180°,
  • Bw2 — тыльная грань вместе со средним слоем на 180°,
  • Lw2 — левая грань вместе со средним слоем на 180°,
  • Rw2 — правая грань вместе со средним слоем на 180°,
  • Uw2 — верхняя грань вместе со средним слоем на 180°,
  • Dw2 — нижняя грань вместе со средним слоем на 180°.

Примеры формул и их назначение

  1. Формула для создания креста (первый слой)
    • 𝐹𝑅𝑈𝑅𝑈𝐹
  2. Формула для ориентации углов (OLL)
    • 𝑅𝑈𝑅𝑈𝑅𝑈2𝑅
  3. Формула для перестановки углов (PLL)
    • 𝑈𝑅𝑈𝐿𝑈𝑅𝑈𝐿
  4. Формула для перестановки рёбер (PLL)
    • 𝑅2𝑈𝑅𝑈𝑅𝑈𝑅𝑈𝑅𝑈𝑅

Стандартные обозначения поворотов для Square-1

  • Оригинальная нотация Square-1 была создана Яапом Шерпхёйсом — (х,у)/(х,у)
  • Косая черта (/) обозначает поворот всей правой половины головоломки на 180°.
  • Первая цифра (x) обозначает количество поворотов верхнего слоя на 30° по часовой стрелке .
  • Второе число (y) относится к числу поворотов нижнего слоя на 30° по часовой стрелке.
  • Отрицательные числа означают поворот против часовой стрелки .
  • x и y всегда находятся в диапазоне от -5 до 6, и они не должны оба быть равны 0.

Нотация Карнауха

Нотация Карнауха, также известная как Карнотация, была создана Дэниелом Карнаухом. Она основана на оригинальной нотации, в которой скобки и косые черты были удалены, а последние заменены пробелами, а буквы были назначены общим наборам ходов. Эта нотация была предложена как более простой способ записи, изучения и распространения алгоритмов скоростного решения. Она не предназначалась для использования при скрамблировании Square-1.

  • \ — Нисходящий начальный срез
  • // — Отменяется на (например, OppOpp//FV)
U3,0W3,0/-3,0/U33,0/-3,0/3,0/JJ/3,0/-3-3/0,3/JR/-3,-3/2,-1/-2,1/3,3/
U’-3,0W’-3,0/3,0/U3′-3,0/3,0/-3,0/jJ1,0/3,0/-3-3/0,3/-1,0jR1,0/-3,-3/2,-1/-2,1/3,3/-1,0
D0,3B0,3/0,-3/D30,3/0,-3/0,3/Jj0,-1/3,0/-3-3/0,3/0,1Jr0,-1/-3,-3/1,-2/-1,2/3,3/0,1
D’0,-3B’0,-3/0,3/D3′0,-3/0,3/0,-3/jj1,-1/3,0/-3-3/0,3/-1,1jr1,-1/-3,-3/1,-2/-1,2/3,3/-1,1
u2,-1w2,-1/-2,1/u32,-1/-2,1/2,-1/bJJ/-3,0/33/0,-3/  
u’-2,1w’-2,1/2,-1/u3′-2,1/2,-1/-2,1/bjJ1,0/-3,0/33/0,-3/-1,0RJ\3,3/1,-2/-1,2/-3,-3/
d-1,2b-1,2/1,-2/d3-1,2/1,-2/-1,2/bJj0-1/-3,0/33/0,-3/0,1rJ1,0/3,3/2,-1/-2,1/-3,-3/
d’1,-2b’1,-2/-1,2/d3′1,-2/-1,2/1,-2/bjj1,-1/-3,0/33/0,-3/-1,1Rj0,-1/3,3/1,-2/-1,2/-3,-3/0,1
E3,-3Ɇ3,0/0,-3/    rj1,-1/3,3/2,-1/-2,1/-3,-3/-1,1
E’-3,3Ɇ’-3,0/0,3/  JN/0,-3/0,3/0,-3/0,3/bRJ/-3,-3/-2,1/2,-1/3,3/
e3,3ɇ3,0/0,3/  jN1,0/0,-3/0,3/0,-3/0,3/-1,0brJ1,0/-3,-3/-1,2/1,-2/3,3/-1,0
e’-3,-3ɇ’-3,0/0,-3/  Jn0,-1/0,-3/0,3/0,-3/0,3/0,1bRj0,-1/-3,-3/-2,1/2,-1/3,3/0,1
F4,1F24,1/-4,-1/  jn1,-1/0,-3/0,3/0,-3/0,3/-1,1brj1,-1/-3,-3/-1,2/1,-2/3,3/-1,1
F’-4,-1F2′-4,-1/4,1/  NJ/3,0/-3,0/3,0/-3,0/  
f1,4f21,4/-1,-4  nJ1,0/3,0/-3,0/3,0/-3,0/-1,0RR1,0/2,-1/-2,4/5,-1/-2,1/-1,0
f’-1,-4f2′-1,-4/1,4  Nj0,-1/3,0/-3,0/3,0/-3,0/0,1rr0,-1/-2,1/5,-1/-2,4/2,-1/0,1
M1,1 or -1,-1T2,-4  nj1,-1/3,0/-3,0/3,0/-3,0/-M  
m2,2 or -2,-2T’-2,4      
u25,-1t4,-2    pJ0-1/-2,1/2,2/0,-3/0,1
u2′-5,1t’-4,2    fpJ1,0/2,-1/-2,-2/0,3/-1,0
d2-1,5Old T2,4/3,0      
d2′1,-5      AA1,0/0,-3/2,2/0,-3/-2,4/-1,0
K5,2      aa0-1/1,-2/2,2/1,-2/-4,2/0,1
K’-5,-2        
k2,5      TT1,0/5,-1/-3,0/-2,-2/0,3/-1,0
k’-2,-5        

Стандартные обозначения поворотов для Megaminx

Имена сторон и противоположных сторон

  • U (вверх), D (низ)
  • R (вправо), BL (сзади слева)
  • F (перед), B (сзади)
  • L (влево), BR (сзади справа)
  • UL (вверху слева), DR (внизу справа)
  • UR (вверху справа), DL (внизу слева)

Повороты фронтальной части: R, R’, R2, R2′

Поворот Право Перед Лево Вверх лево Вверх право Вверх
○○● +72° R F L UL UR U
○○● -72° R' F' L' UL' UR' U'
○○● +144° R2 F2 L2 UL2 UR2 U2
○○● -144° R2' F2' L2' UL2' UR2' U2'

Повороты фронтальной части: DR, DR’, DR2, DR2′

Поворот Вниз право Вниз лево Назад лево Назад Назад право Вниз
○○● +72° DR DL BL B BR D
○○● -72° DR' DL' BL' B' BR' D'
○○● +144° DR2 DL2 BL2 B2 BR2 D2
○○● -144° DR2' DL2' BL2' B2' BR2' D2'

Ярусные повороты: TR, TR’, TR2, TR2′

Поворот Право Перед Лево Вверх лево Вверх право Вверх
○●● +72° TR TF TL TUL TUR TU
○●● -72° TR' TF' TL' TUL' TUR' TU'
○●● +144° TR2 TF2 TL2 TUL2 TUR2 TU2
○●● -144° TR2' TF2' TL2' TUL2' TUR2' TU2'

Ярусные повороты: TDR, TDR’, TDR2, TDR2′

Поворот Вниз право Вниз лево Назад лево Назад Назад право Вниз
○●● +72° TDR TDL TBL TB TBR TD
○●● -72° TDR' TDL' TBL' TB' TBR' TD'
○●● +144° TDR2 TDL2 TBL2 TB2 TBR2 TD2
○●● -144° TDR2' TDL2' TBL2' TB2' TBR2' TD2'

Ярусные повороты в среднем слое: MR, MR’, MR2, MR2′

Поворот Право Перед Лево Вверх лево Вверх право Вверх
○●○ +72° MR MF ML MUL MUR MU
○●○ -72° MR' MF' ML' MUL' MUR' MU'
○●○ +144° MR2 MF2 ML2 MUL2 MUR2 MU2
○●○ -144° MR2' MF2' ML2' MUL2' MUR2' MU2'

Ярусные повороты в среднем слое: MDR, MDR’, MDR2, MDR2′

Поворот Вниз право Вниз лево Назад лево Назад Назад право Вниз
○●○ +72° MDR MDL MBL MB MBR MD
○●○ -72° MDR' MDL' MBL' MB' MBR' MD'
○●○ +144° MDR2 MDL2 MBL2 MB2 MBR2 MD2
○●○ -144° MDR2' MDL2' MBL2' MB2' MBR2' MD2'

Срезы ярусных поворотов: SR, SR’, SR2, SR2′

Поворот Право Перед Лево Вверх лево Вверх право Вверх
●○● +72° SR SF SL SUL SUR SU
●○● -72° SR' SF' SL' SUL' SUR' SU'
●○● +144° SR2 SF2 SL2 SUL2 SUR2 SU2
●○● -144° SR2' SF2' SL2' SUL2' SUR2' SU2'

Срезы ярусных поворотов: SDR, SDR’, SDR2, SDR2′

Поворот Вниз право Вниз лево Назад лево Назад Назад право Вниз
●○● +72° SDR SDL SBL SB SBR SD
●○● -72° SDR' SDL' SBL' SB' SBR' SD'
●○● +144° SDR2 SDL2 SBL2 SB2 SBR2 SD2
●○● -144° SDR2' SDL2' SBL2' SB2' SBR2' SD2'

Вращения Мегаминкса: CR, CR’, CR2, CR2′

ПоворотПравоПередЛевоВверх левоВверх правоВверх
●●● +72°CRCFCLCULCURCU
●●● -72°CR'CF'CL'CUL'CUR'CU'
●●● +144°CR2CF2CL2CUL2CUR2CU2
●●● -144°CR2'CF2'CL2'CUL2'CUR2'CU2'

Вращения додекаэдра: CDR, CDR’, CDR2, CDR2′

ПоворотВниз правоВниз левоНазад левоНазадНазад правоВниз
●●● +72°CDRCDLCBLCBCBRCD
●●● -72°CDR'CDL'CBL'CB'CBR'CD'
●●● +144°CDR2CDL2CBL2CB2CBR2CD2
●●● -144°CDR2'CDL2'CBL2'CB2'CBR2'CD2'

Стандартные обозначения поворотов для Pyraminx

Поворот по часовой стрелке на 120°

  • U — верхние 2 слоя поворот по часовой стрелке на 120°
  • L — левые 2 слоя поворотпо часовой стрелке на 120°
  • R — правые 2 слоя поворот по часовой стрелке на 120°
  • B — задние 2 слоя поворот по часовой стрелке на 120°
  • u — верхний уголок поворот по часовой стрелке на 120°
  • l  — левый уголок поворот по часовой стрелке на 120°
  • r — правый уголок поворот по часовой стрелке на 120°
  • b — задний уголок поворот по часовой стрелке на 120°

Против часовой стрелки на 120°

  • U’ — верхние 2 слоя поворот против часовой стрелке на 120°
  • L’ — левые 2 слоя поворот против часовой стрелке на 120°
  • R’ — правые 2 слоя поворот против часовой стрелке на 120°
  • B’ — задние 2 слоя поворот против часовой стрелке на 120°
  • u’ — верхний уголок поворот против часовой стрелке на 120°
  • l’ — левый уголок поворот против часовой стрелке на 120°
  • r’ — правый уголок поворот против часовой стрелке на 120°
  • b’ — задний уголок поворот против часовой стрелке на 120°

Стандартные обозначения поворотов для Skewb

По часовой стрелке на 120°

  • R — слой вокруг самой дальней видимой вершины снизу справа поворот по часовой стрелке на 120°
  • U — слой вокруг самой дальней видимой вершины сверху поворот по часовой стрелке на 120°
  • L — слой вокруг самой дальней видимой вершины снизу слева поворот по часовой стрелке на 120°
  • B — слой вокруг самой дальней вершины сзади, вне поля зрения поворот по часовой стрелке на 120°

Против часовой стрелки на 120°

  • R’ — слой вокруг самой дальней видимой вершины снизу справа поворот против часовой стрелке на 120°
  • U’ — слой вокруг самой дальней видимой вершины сверху поворот против часовой стрелке на 120°
  • L’ — слой вокруг самой дальней видимой вершины снизу слева поворот против часовой стрелке на 120°
  • B’ — слой вокруг самой дальней вершины сзади, вне поля зрения поворот против часовой стрелке на 120°

Стандартные обозначения поворотов для Clock'а

Поднять кнопки:

  • UR — поднять верхнюю правую кнопку
  • DR — поднять нижнюю правую кнопку
  • DL — поднять нижнюю левую кнопку
  • UL — поднять верхнюю левую кнопку
  • U — поднять обе верхние кнопки
  • R — поднять обе правые кнопки
  • D — поднять обе нижние кнопки
  • L — поднять обе левые кнопки
  • ALL — поднять все кнопки

Повернуть колёсико рядом с любой поднятой кнопкой, после чего опустить все кнопки:

  • X+  — повернуть колёсико рядом с любой поднятой кнопкой на X часов по часовой стрелке
  • X- — повернуть колёсико рядом с любой поднятой кнопкой X часов против часовой стрелки

y2 — перевернуть головоломку так, чтобы 12 часов были по-прежнему сверху, и опустить все кнопки.

Прокрутить вверх