В этой очень простой инструкции я хочу поделиться знаниями и формулами для сборки кубика Рубика 5х5.
Из-за дополнительного слоя в кубике 5х5 нам нужно определить еще одну часть обозначения для решения куба. На кубике 4х4 буква Rw обозначала широкий разворот двух слоев, то же самое и на кубике 5х5. Чтобы обозначить широкий поворот из трех слоев, мы просто добавляем цифру 3 перед Rw. Тот же принцип применим и к ходам на других гранях куба.
Чтобы решить задачу 5х5, мы воспользуемся так называемым методом редукции. По сути, это включает в себя «приведение» куба к состоянию, которое можно решить, как если бы это был куб 3×3, путем решения центральных частей и объединения соответствующих краевых частей в пары.
Типы центральных частей
Первым шагом в решении задачи 5×5 является сбор центральных частей. В кубе 4×4 не было фиксированных центральных частей, однако в кубе 5×5 (и всех кубиках с нечетными слоями) есть фиксированные центральные части. То есть центральная часть, лежащая прямо посередине каждой стороны, обозначает окончательный цвет этой стороны, как в кубике 3×3. На поле 5×5 есть три разных типа центральных частей, которые не могут быть взаимозаменяемыми: средние (фиксированные) центры, угловые центры и краевые центры.
Средние центры (фиксированные)
Угловые центры
Краевые центры
Решение центров
Первым шагом в этом методе является решение одного центра. Одна из простых стратегий для этого — решить внутреннюю полоску 1×3, состоящую из двух краевых центров и среднего центра, а затем создать внешние полоски 1×3 (состоящие из двух угловых центров и краевого центра) и прикрепить их к первой полосе 1×3. . После того, как вы собрали первый центр, вы можете таким же образом собрать части центра на противоположной стороне, но не испортив завершенный первый центр.
Решив первые два центра на противоположных сторонах, держите их на левой и правой стороне куба и решите части третьего и четвертого центра. Обязательно решите два соседних центра в качестве третьего и четвертого центров. По мере того, как вы решите больше центральных фигур, ваш набор ходов будет немного более ограниченным.
Чтобы решить два последних центра, мы можем применить тот же подход и снова решить центр на передней грани, используя 1×3 стержня (внутренние, а затем 2*внешние).
Перестановка близких частей
Следует отметить, что последнее действие в этом алгоритме не является обязательным. Я добавил его для наглядности, чтобы поставить деталь в исходное положение, но для ускорения решения это действие можно опустить.
Перестановка дальних фигур
Следует отметить, что последние 2 действия в этом алгоритме не являются обязательными. Я добавил их для наглядности, чтобы расставить фигуры на исходные позиции, но для ускорения решения это действие можно опустить.
Типы кромок
Вторым шагом метода сокращения является объединение в пары совпадающих краевых частей. На кубике 5х5 у нас есть два разных типа ребер — средние ребра (мошки) и крылья. Мошки могут переворачиваться (изменять ориентацию) в своем положении, чего нельзя сказать о частях крыльев.
Midges (Мошки)
Wings (Крылья)
Спаривание ребер – первые 8 ребер
Для каждой комбинации двух цветов на кубе (за исключением противоположных) найдутся три ребра этих цветов. Для каждой цветовой комбинации наша цель — соединить эти части в пары, чтобы создать эквивалентную кромку, как показано на рисунке ниже.
Чтобы решить наши первые 8 ребер, мы будем использовать так называемый метод Freeslice. В этом методе мы используем один срез (ось) куба в качестве рабочей зоны, что поможет нам спарить крылья и мошек. Мы используем двухслойные (широкие) повороты вокруг этой оси, чтобы соединить кромочные части и сформировать решенную кромку. После формирования края в нашем «свободном срезе» мы можем сохранить его в верхнем или нижнем слое и продолжить работу над объединением большего количества ребер, используя «свободный срез». Вставляя или заменяя край свободного среза, будьте внимательны и не меняйте ориентацию центров.
Два полезных алгоритма для вставки ребра из верхней передней позиции в переднюю правую позицию:
R U’ R’ (сохраняет ориентацию края)
F R’ F’ R (изменяет ориентацию края)
Полезный алгоритм переворота переднего правого края в его положение:
R U R’ F R’ F’ R
Продолжайте работать над объединением частей ребер в пары, пока не сохраните 8 решенных ребер в верхнем и нижнем слоях (4 вверху, 4 внизу, как показано ниже). Как только вы это сделаете, разрежьте центральные части на их решенные позиции. На этом этапе осталось решить всего 4 ребра.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Спаривание ребер – последние 4 ребра
Чтобы начать решать последние 4 ребра вокруг куба, нам нужно найти случай, когда одно крыло уже соединено с соответствующей мошкой. Есть две возможные ситуации, когда у нас есть крыло и мошка, соединенные в одной общей кромке: либо они будут правильно соединены с цветами, совпадающими на каждой грани, либо они будут неправильно соединены, когда два цвета образуют шахматный узор. Эти два основных случая и процедура их решения показаны ниже.
Если у вас нет крыла, правильно или неправильно соединенного с мошкой, мы также можем применить одну из приведенных ниже последовательностей (или аналогичный вариант), чтобы прикрепить часть крыла к соответствующей мошке.
Uw' (R U R' F R' F' R) Uw
Срез Перевернуть Срез
Dw' y' (R U R' F R' F' R) Dw
Срез Перевернуть Срез
Также важно помнить, что причина, по которой мы выполняем последовательность «срез-переворот-срез», заключается в том, что нам нужно сохранить центральные части при решении этих последних четырех ребер.
Мы будем использовать эту общую процедуру для решения трех из последних четырех ребер куба 5×5.
Вариант 1
Вариант 2
Граничная четность
После того, как вы решите 11 ребер, ваше 12-е и последнее ребро будет либо решено по умолчанию, либо у вас будет четность ребер 5×5, что потребует от вас поменять местами две части крыла, используя следующий алгоритм:
Rw U2 x Rw U2 Rw U2 Rw' U2 Lw U2 3Rw' U2 Rw U2 Rw' U2 Rw'
Срез Перевернуть Срез
Вариант 1
Вариант 2
Повторите операцию с тремя оставшимися частями верхнего креста.
Лицевая сторона
Примените формулы для куба 3х3 . Решите верхнюю грань. Найдите одну часть угловых частей и расположите ее на нижней грани. Теперь, в зависимости от того, как были расположены цвета, проделайте процедуру, показанную ниже.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Все грани кроме низа
Примените формулы для куба 3х3 . Найдите три части верхнего креста и найдите их на нижней стороне. Теперь, в зависимости от того, как были расположены цвета, проделайте процедуру, показанную ниже.
Вариант 1
Вариант 2
Сбор верхнего креста
Вам нужно перемещать центральные группы из трех частей между собой, пока они не окажутся на своем месте. Не важно, как они повернуты!
В начале этого шага части верхнего креста должны быть на своих местах. При этом их цвета должны быть перевернуты. Вы можете получить одну из следующих картинок. Все части верхнего креста повернуты неправильно или
2 соседние тройки перевернуты неправильно.
2 противоположные тройки перевернуты неправильно.
Если все тройки перевернуты неправильно, просто повторите этот шаг дважды
Вам следует выполнить алгоритм дважды и между ними повернуть верхнюю грань на необходимое количество оборотов.
Сбор угловых частей верхней грани
Вам нужно перемещать центральные группы из трех частей между собой, пока они не окажутся на своем месте. Не важно, как они повернуты!
Вариант 1
Вариант 2
Сбор угловых частей верхней грани
Вы можете получить одну из следующих картинок. Все угловые части верхней грани повернуты неправильно или
2 односторонние детали вывернуты неправильно
2 диагональные детали повернуты неправильно
Эту последовательность действий следует повторять до тех пор, пока правая часть верхней грани не повернется должным образом. При этом кубик может «сломаться». Не бойтесь. Если вы повторите последовательность еще несколько раз, все станет на свои места. Только перед повторением последовательности следует поставить в правый угол еще один «неправильный» кусок. В зависимости от случая вам нужно просто перевернуть лицевую сторону необходимое количество раз, чтобы «неправильный» кусочек оказался в правом углу.
а) поверните лицо вверх один раз
б) поверните верхнюю грань дважды в любую сторону.
Теперь выполните последовательность действий, чтобы эта деталь повернулась правильно.
Если все четыре детали повернуты неправильно, просто выполните этот шаг дважды.