Как собрать пирамидку (Pyraminx): пошаговая инструкция | Как собирать кубик Рубика

Как собрать пирамидку (Pyraminx): пошаговая инструкция

Пирамидка (Pyraminx) — это трёхмерная головоломка в форме тетраэдра с вращающимися гранями. Её сборка проще, чем классического кубика Рубика, благодаря меньшему количеству элементов.

Содержание показать
Как собирать кубик Рубика | Как собрать пирамидку (Pyraminx): пошаговая инструкция | recent toys hollow pyraminx

Вариантов пирамидки Pyraminx

Существует множество вариантов Pyraminx, отличающихся формой, размерами, механикой и уровнем сложности. Вот основные категории и примеры:

  1. Классический Pyraminx. Стандартная тетраэдрическая форма, состоящая из 4 центров, 4 углов и 6 краёв.
  2. Magnetized Pyraminx (Магнитный Pyraminx). Улучшенная версия классического Pyraminx, где встроены магниты для более стабильных вращений.
    • Преимущества: Подходит для спидкубинга, так как магниты помогают фиксировать элементы.
  3. Duo Pyraminx. Упрощённая версия Pyraminx с меньшим количеством подвижных элементов. Отлично подходит для новичков.
  4. Master Pyraminx. Усложнённая версия Pyraminx, аналогичная 4×4 кубику Рубика. Имеет больше слоёв и подвижных элементов.
  5. Professor Pyraminx. Ещё более сложная версия с пятью слоями (аналог 5×5 кубика). Требует больше времени и навыков для сборки.
  6. Pyraminx Crystal. Двухслойная версия в форме додекаэдра. Это гибрид между Pyraminx и мегаминксом.
  7. Скьюб-Пирамидка (Skewb Pyraminx). Вариация Pyraminx, основанная на механике скьюба.
    • Вращается не по традиционным осям Pyraminx, а по диагоналям.
  8. Hollow Pyraminx (Полый Pyraminx). Инновационный дизайн без центральных частей. Видны внутренние механизмы, что придаёт уникальный вид.
  9. Duo V2 и другие упрощённые версии. Варианты для детей и начинающих. Очень просты в сборке и подходят для знакомства с головоломками.
  10. Пирамидки нестандартной формы.
    • Morphing Pyraminx: Изменённая форма, где пирамидка выглядит как несимметричный объект.
    • Мини-Пирамидка: Уменьшенная версия классической головоломки.
  11. Электронные Pyraminx. Варианты с встроенными датчиками и экраном, как у Rubik’s Connected. Позволяют отслеживать время сборки и тренироваться через приложение.
  12. Огромные Pyraminx. Коллекционные версии с большим количеством слоёв, вплоть до 9 слоёв или больше.

Pyraminx имеет множество вариаций, подходящих для новичков, профессионалов и коллекционеров. Выбор зависит от ваших целей: скорость, сложность или эстетика!

Как собирать кубик Рубика | Как собрать пирамидку (Pyraminx): пошаговая инструкция | 004 2

Элементы пирамидки:

  • Углы (вершины): Четыре маленьких треугольника на концах пирамидки.
  • Края: Средние элементы между углами.
  • Центры: Треугольники, вокруг которых вращаются грани. Они фиксированы относительно друг друга.

Этапы сборки Pyraminx

Как собирать кубик Рубика | Как собрать пирамидку (Pyraminx): пошаговая инструкция |

Сборка вершин (углы)

Цель: Убедитесь, что все углы совпадают по цвету с соседними центрами.

  1. Поверните углы так, чтобы цвет вершин соответствовал цветам центров на каждой грани.
  2. Этот этап интуитивный и не требует алгоритмов.

Сборка одного слоя (крест на одной стороне)

Цель: Собрать один слой пирамидки (например, жёлтый) так, чтобы все краевые элементы совпадали с цветом центров. Как собрать:

  1. Найдите пару краевого элемента и соответствующего центра.
  2. Используйте вращения граней, чтобы поместить край на нужное место.

Ориентация краёв второго слоя

Цель: Переставить оставшиеся краевые элементы второго слоя в правильные позиции.

  • Определите, какие элементы нужно поменять местами.
  • Используйте базовый алгоритм для перемещения краёв:

Алгоритм перестановки краёв:

  • L′ULUL′UL
  • или RU′R′U′RU′R′

Перестановка оставшихся краёв

  • Если края не на своих местах, выполните алгоритм, чтобы поменять их.

Пример алгоритма для перестановки двух противоположных краёв:

  • ULU′R′UL′U′R
Как собирать кубик Рубика | Как собрать пирамидку (Pyraminx): пошаговая инструкция |
Существует 5 возможных случаев, просто выучите их все, вместо того чтобы возиться:

Полная сборка

После выполнения всех шагов пирамидка будет собрана! Большинство шагов можно освоить интуитивно, а для сложных ситуаций применяются вышеуказанные алгоритмы.

Советы для сборки

  • Запомните базовые алгоритмы: Они помогут легко справляться с последними шагами.
  • Тренируйтесь интуитивно работать с углами и краями: Понимание взаимосвязей ускоряет сборку.
  • Следите за центрами: Они фиксированы и помогают ориентироваться в цветах.
  • Начните с одной стороны: Это упростит дальнейшие шаги.

Пирамидка — отличная головоломка для начинающих, позволяющая развить навыки пространственного мышления и освоить базовые алгоритмы!

Метод Лейера для Pyraminx

Метод Лейера (Layer-by-Layer, LBL) для Pyraminx — это популярный метод, идеально подходящий для новичков. Он прост в освоении, так как разбивает процесс сборки на этапы по слоям, начиная с нижнего слоя и заканчивая вершиной.

Этапы сборки методом Лейера

Установка вершинок (советники)

Цель: повернуть вершинки на своих местах, чтобы они совпадали с центрами.

  1. Найдите три вершинки на Pyraminx (это маленькие треугольники, которые могут вращаться вокруг своей оси).
  2. Поверните их так, чтобы каждый из них совпадал с цветами центральных треугольников.

Это легко выполняется интуитивно.

Сборка первого слоя

Цель: собрать одну сторону Pyraminx вместе с соответствующими рёбрами.

  1. Выберите базовый цвет: Например, начните с жёлтого слоя.
  2. Разместите рёбра первого слоя: Найдите ребро с жёлтым цветом и поместите его между двумя соответствующими центральными треугольниками.
  3. Алгоритм для перемещения рёбер:
    • Если ребро находится в верхнем слое — 𝑈′𝐿𝑈𝐿′
    • Для противоположной стороны — 𝑈𝑅𝑈𝑅

Повторяйте, пока первый слой полностью не собран.

Перестановка рёбер второго слоя

Цель: правильно расположить рёбра верхнего слоя.

  1. Найдите рёбра второго слоя, которые находятся не на своих местах.
  2. Используйте алгоритмы для перестановки:
    • Если два рёбра нужно поменять местами по часовой стрелке — 𝑈𝐿𝑈′𝑅′𝑈𝐿′𝑈′𝑅
    • Для против часовой стрелки —  𝑈′𝑅′𝑈𝐿𝑈′𝑅𝑈𝐿′

Завершение сборки (ориентация рёбер)

Цель: убедиться, что все рёбра правильно ориентированы.

  1. Если одно или несколько рёбер перевёрнуты:
    • Найдите перевёрнутое ребро.
    • Используйте алгоритм — 𝑅𝑈𝑅𝑈𝑅𝑈𝑅
  2. Проверьте Pyraminx на финальную корректность.

Преимущества метода Лейера

  • Простота: Метод интуитивен, особенно для новичков.
  • Пошаговый подход: Чёткая структура, которая снижает вероятность ошибок.
  • Меньше алгоритмов: Для выполнения сборки требуется минимум формул.

Метод Варжиха для Пирамидки

Метод Варжиха (V-Method) — это популярный метод сборки Pyraminx, разработанный для улучшения скорости сборки. Он получил своё название благодаря начальной форме, которая создаётся при сборке первого этапа: буквы «V». Метод сочетает интуитивные действия с минимальным количеством алгоритмов, что делает его удобным для спидкубинга.

Этапы сборки методом Варжиха

Установка вершинок (советников)

Цель: повернуть все три вершинки так, чтобы они совпадали с цветами центральных треугольников.

  1. Определите, какой цвет станет базовым. Например, выберите зелёный.
  2. Поверните вершинки так, чтобы их цвета совпадали с центральными элементами.

Это простой и быстрый этап, обычно выполняется интуитивно.

Формирование «V»

Цель: собрать часть одного слоя, состоящую из двух рёбер и одного угла, создавая форму буквы «V».

  1. Выберите центральный треугольник на базе выбранного цвета (например, зелёного).
  2. Найдите два ребра, которые должны быть соединены с центральным треугольником.
  3. Используйте простые вращения для установки этих рёбер, интуитивно перемещая их на места.

На этом этапе важно следить, чтобы не разрушить уже правильно установленные вершинки.

Перестановка оставшихся рёбер

Цель: правильно расположить рёбра, завершив сборку второго слоя.

  1. Проверьте, какие рёбра находятся не на своих местах.
  2. Используйте следующие алгоритмы для их перестановки:
    1. Если два рёбра нужно поменять местами по часовой стрелке —  𝑈𝐿𝑈′𝑅′𝑈𝐿′𝑈′𝑅
    2. Если перестановка требуется против часовой стрелки — 𝑈′𝑅′𝑈𝐿𝑈′𝑅𝑈𝐿′

Повторяйте алгоритм до тех пор, пока все рёбра не будут на своих местах.

Ориентация рёбер

Цель: перевернуть неправильно ориентированные рёбра, если они есть.

  1. Найдите рёбра, которые перевёрнуты.
  2. Используйте базовый алгоритм для их исправления — 𝑅𝑈𝑅′𝑈𝑅𝑈𝑅′

Переворачивайте одно ребро за раз, чтобы не разрушить другие элементы.

Преимущества метода Варжиха

  1. Высокая скорость: Метод используется в спидкубинге благодаря минимальному количеству шагов.
  2. Простота алгоритмов: Большинство этапов интуитивно понятны, а алгоритмы просты и легко запоминаются.
  3. Гибкость: Подходит как для новичков, так и для опытных спидкуберов.

Метод Фридрих CFOP для Pyraminx

Метод Джессики Фридрих для сборки пирамидки (Pyraminx) не существует как отдельная техника, так как сам метод Фридрих (CFOP) был разработан исключительно для кубика Рубика 3×3. Однако основные идеи метода Фридрих — разделение сборки на этапы и использование алгоритмов для каждого этапа — можно адаптировать для Pyraminx.

Вот пример того, как можно адаптировать метод Фридрих для пирамидки (Pyraminx):

Настройка углов (аналог «креста»)

Цель: правильно ориентировать вершины (углы) пирамидки.

  1. Определите базовый цвет, с которого начнёте сборку (например, жёлтый).
  2. Вращайте вершины так, чтобы они совпадали с центрами по цвету.
  3. Этот шаг выполняется интуитивно и занимает всего несколько секунд.

Сборка базового слоя (F2L для Pyraminx)

Цель: Собрать один цвет вместе с его краевыми элементами.

Как это сделать:

  1. Найдите краевые элементы, соответствующие выбранной стороне.
  2. Используйте интуитивные движения, чтобы соединить каждую пару краев с её центром.
    Например: Если край снизу, используйте —  𝑅′𝑈𝑅
  3. Если край сверху, переместите его вниз, используя U, а затем установите на место.

Ориентация второго слоя (OLL для Pyraminx)

Цель: Ориентировать оставшиеся края так, чтобы цвета второго слоя совпадали.

Алгоритм: Определите ситуацию и примените подходящий алгоритм:

  1. Все края уже ориентированы: Пропустите этот шаг.
  2. 2 неправильных края — 𝑈𝑅𝑈′𝑅′
  3. 3 неправильных края — 𝐿𝑈′𝐿′𝑈′𝐿𝑈𝐿′

Перестановка краёв второго слоя (PLL для Pyraminx)

Цель: Переместить оставшиеся края в правильные позиции.

Алгоритмы для перестановки краёв:

  1. Перестановка соседних краёв — U′RUR′U′RU′R′
  2. Перестановка противоположных краёв — RUR′U′R′FRF′

Оптимизация CFOP для Pyraminx

Метод CFOP для Pyraminx значительно упрощается из-за меньшего количества элементов:

  • Вершины (углы) не требуют алгоритмов.
  • F2L для Pyraminx интуитивен и занимает меньше времени.
  • OLL и PLL включают только базовые алгоритмы для ориентации и перестановки краёв.

Советы для использования CFOP на Pyraminx

  • Запомните основные ситуации и алгоритмы OLL/PLL. Они ограничены и быстро запоминаются.
  • Практикуйте интуитивную сборку F2L: Это основной этап, где можно значительно улучшить скорость.
  • Изучите «просмотр» (inspection): Во время 15 секунд на подготовку вы можете найти оптимальные ходы для первого слоя.
  • Работайте над TPS (Turns Per Second): Pyraminx позволяет выполнять быстрые и плавные движения.

Метод CFOP для Pyraminx — это подход, ориентированный на скоростную сборку с минимальным количеством движений и высокой эффективностью!

Сборка Master Pyraminx

Master Pyraminx — усложнённая версия классического Pyraminx с четырьмя слоями. Она похожа на 4×4 кубик Рубика: больше элементов, что делает процесс интереснее и требует дополнительного понимания механики.

Элементы Master Pyraminx

  • Углы (вершины): Маленькие неподвижные треугольники на концах.
  • Центры: Фиксированные элементы в середине каждой грани.
  • Края: Краевые элементы, соединяющие центры.
  • Средние элементы: Мелкие треугольники между краями и центрами, добавляющие сложности.
Как собирать кубик Рубика | Как собрать пирамидку (Pyraminx): пошаговая инструкция | master pyraminx black

Этапы сборки Master Pyraminx

Этап 1: Сборка вершин (углов)

Цель: Убедитесь, что все вершины совпадают по цвету с центрами.

Как сделать: Поверните углы интуитивно, чтобы их цвета соответствовали центральным треугольникам. Этот этап прост и аналогичен сборке обычного Pyraminx.

Этап 2: Сборка краёв одного слоя

Цель: Соединить края (пары) и собрать первый слой.

Как сделать:

  1. Найдите пару краёв одного цвета.
  2. Соедините их интуитивно, вращая грани.
  3. Установите готовую пару на своё место, выравнивая её с центром.
  4. Продолжайте до тех пор, пока первый слой полностью не собран.

Этап 3: Сборка средних элементов (центрального слоя)

Цель: Установить средние элементы между краями и центрами.

Как сделать:

  1. Если средние элементы расположены неверно, используйте простые интуитивные перемещения для их расстановки.
  2. Следите за тем, чтобы не разрушить первый слой.

Этап 4: Ориентация краёв второго слоя (OLL для Master Pyraminx)

Цель: Убедиться, что верхние края правильно ориентированы.

Как сделать: Используйте алгоритмы, чтобы повернуть края на своих местах:

  • Для двух неверно ориентированных краёв:
    𝑅𝑈𝑅′𝑈𝑅𝑈′𝑅′
  • Для трёх неверно ориентированных краёв:
    𝐿𝑈′𝐿′𝑈′𝐿𝑈𝐿′

Этап 5: Перестановка краёв второго слоя (PLL для Master Pyraminx)

Цель: Поставить края второго слоя в правильные позиции.

Алгоритмы:

  • Если два соседних края нужно поменять местами:
    𝑈′𝑅𝑈𝑅′𝑈′𝑅𝑈′𝑅′
  • Если три края нужно переставить по кругу:
    𝐿𝑈′𝐿′𝑈′𝐿𝑈𝐿′

Этап 6: Финальная корректировка

Цель: Убедитесь, что все элементы собраны.

Иногда могут оставаться мелкие несоответствия, требующие корректировки с помощью интуитивных движений.

Сборка Professor Pyraminx

Professor Pyraminx — это усложнённая версия Pyraminx с пятью слоями. Она требует большего внимания и навыков из-за увеличенного числа элементов. Сборка похожа на 5×5 кубик Рубика, включая дополнительные этапы для паритетов и центрирования.

Элементы Professor Pyraminx

  • Углы (вершины): Неподвижные маленькие треугольники на концах.
  • Центры: Фиксированные элементы в середине каждой грани.
  • Края: Состоят из трёх частей (внешние, средние, внутренние).
  • Мелкие элементы: Треугольники между краями и центрами, добавляющие сложности.
Как собирать кубик Рубика | Как собрать пирамидку (Pyraminx): пошаговая инструкция | professor

Этапы сборки Professor Pyraminx

Этап 1: Сборка вершин (углов)

Цель: Повернуть вершины (маленькие треугольники), чтобы их цвета совпадали с центрами.

Как сделать: Интуитивно поверните вершины так, чтобы все углы соответствовали цветам фиксированных центров.

Этап 2: Сборка центров (центральных частей каждой грани)

Цель: Убедиться, что все центральные элементы собраны правильно.

Как сделать:

  1. Сначала выберите одну грань, которая станет базовой.
  2. Соедините мелкие центральные элементы в блоки, перемещая их на свои места.
  3. Установите блоки так, чтобы они образовали полный центр.

Этап 3: Сборка первого слоя

Цель: Собрать первый слой, включая все трёхчастные края.

Как сделать:

  1. Найдите края одного цвета (края состоят из трёх элементов).
  2. Соедините трёхчастные края в единые блоки.
  3. Установите их в базовый слой, используя интуитивные движения.

Этап 4: Сборка второго слоя (средних краёв)

Цель: Установить вторые трёхчастные края.

Как сделать:

  1. Соберите пары для средних краёв и установите их на свои места.
  2. Следите, чтобы не разрушить первый слой.

Этап 5: Сборка третьего слоя (OLL)

Цель: Ориентировать все оставшиеся края верхнего слоя так, чтобы цвета верхней грани совпали.

Алгоритмы для ориентации краёв:

  1. Если два края неправильно ориентированы:
    𝑅𝑈𝑅′𝑈𝑅𝑈′𝑅′
  2. Если три края неправильно ориентированы:
    𝐿𝑈′𝐿′𝑈′𝐿𝑈𝐿′

Этап 6: Перестановка краёв третьего слоя (PLL)

Цель: Поставить оставшиеся края третьего слоя на свои места.

Алгоритмы для перестановки:

  1. Для перестановки двух соседних краёв:
    𝑈′𝑅𝑈𝑅′𝑈′𝑅𝑈′𝑅′
  2. Для перестановки трёх краёв по кругу:
    𝐿𝑈′𝐿′𝑈′𝐿𝑈𝐿′

Паритеты в Professor Pyraminx

Как и в других многослойных головоломках, в Professor Pyraminx возможны паритетные ситуации, когда элементы остаются не на своих местах:

  • Паритет краёв: Когда два края остаются перевёрнутыми. Решается специальным алгоритмом.
  • Паритет центров: Если мелкие центральные элементы перепутаны, потребуется аккуратно их переставить.

FAQ по сборке Pyraminx (Пирамидка)

Какие основные этапы сборки Pyraminx?
  1. Сборка вершин: Поверните углы (маленькие треугольники) так, чтобы они совпадали с цветами центров.
  2. Сборка базового слоя: Соедините краевые элементы одного слоя с их центром.
  3. Ориентация второго слоя (OLL): Поверните края верхнего слоя так, чтобы верхняя грань стала одного цвета.
  4. Перестановка краёв (PLL): Переставьте оставшиеся элементы второго слоя на свои места.
  • Для новичков достаточно знать 1-2 базовых алгоритма.
  • Для спидкубинга потребуется около 5-10 алгоритмов для оптимизации сборки, включая OLL и PLL.
Центры (средние треугольники на каждой грани) неподвижны относительно друг друга. Это помогает легче ориентироваться при сборке, так как цвет каждой грани заранее известен.

Это называется ориентация краёв (OLL). Используйте базовый алгоритм — RUR′URU′R′, чтобы правильно ориентировать края.

Для этого применяется алгоритм PLL для соседних краёв:
𝑈′𝑅𝑈𝑅′𝑈′𝑅𝑈′𝑅′

Используйте PLL для трёх краёв — 𝐿𝑈′𝐿′𝑈′𝐿𝑈𝐿′

  • Оптимизируйте первый слой: Научитесь собирать первый слой интуитивно.
  • Учите алгоритмы: Для OLL и PLL есть несколько стандартных алгоритмов, которые ускорят процесс.
  • Тренируйтесь: Улучшайте скорость выполнения движений (TPS).
Да, большинство этапов сборки можно выполнить интуитивно, особенно первый слой и вершины. Однако для ускорения и решения сложных ситуаций выучить базовые алгоритмы всё же потребуется.
На 2024 год рекорд мира по сборке Pyraminx составляет 0.91 секунды в категории Single.
  • Метод для новичков: Подходит для тех, кто только начинает, включает интуитивные шаги.
  • Метод Лейера (Layer-by-Layer): Сборка слоя за слоем.
  • Метод Варжиха (V-Method): Создание «V»-образного шаблона на первом слое и последующая оптимизация.
  • Метод Джессики Фридрих (CFOP): Сборка с использованием этапов OLL и PLL.
  • Неправильная ориентация углов: Вершины не совпадают с центрами.
  • Перевёрнутые края: Ошибка при ориентации краёв.
  • Пропуск этапа: Попытка перескочить на перестановку (PLL), не завершив ориентацию (OLL).
  • Избыточные движения: Выполнение лишних поворотов из-за недостаточного планирования.
  1. У Pyraminx фиксированные центры, что упрощает ориентацию.
  2. Головоломка меньше по количеству элементов.
  3. Сборка Pyraminx быстрее и требует меньше алгоритмов.
  • Держите его так, чтобы собранная сторона всегда оставалась снизу.
  • Верхняя сторона должна быть той, которую вы ориентируете и переставляете на последних этапах.

Рекомендуются модели с магнитами, такие как Gan Pyraminx или Moyu Pyraminx, для стабильности.

Используйте смазку (например, DNM-37) для плавности вращений.

Прокрутить вверх