Как собрать пирамидку рубика 4х4? | Как собрать кубик Рубик

Как собрать пирамидку рубика 4х4?

Пирамидка Рубика 4×4, также известная как Master Pyraminx, — это четырёхслойная модификация классической пирамидки (Pyraminx), представляющая собой тетраэдрическую головоломку с более сложной структурой.

Что это такое? Пирамидка Рубика 4×4 — это головоломка в форме тетраэдра, у которой каждая из четырёх граней разделена на 4 слоя по каждому направлению, вместо 3, как в классической Pyraminx. Это означает большее количество подвижных элементов, сложность сборки и возможность появления ситуаций (например, паритетов), которых нет в обычной 3-слойной версии.

Структура: Имеет 4 вершины (как и все пирамидки), которые вращаются независимо — это углы. На каждой грани находятся:

  • центры (внутренние неподвижные элементы),
  • рёбра, состоящие из двух частей (в отличие от классической, где рёбра — из одной части),
  • и межслойные части, соединяющие внутренние элементы.
Как собрать кубик Рубик | Как собрать пирамидку рубика 4х4? | pyraminx 4h4

В чём отличие от обычной пирамидки?

  • Больше элементов, больше возможных комбинаций.
  • Возможны паритеты — ситуации, которые нельзя решить только базовыми алгоритмами.
  • Требует методов похожих на сборку куба 4×4, особенно на этапе сборки рёбер и перестановки элементов.

Интересный факт: Хотя внешне это всё ещё пирамидка, её механика ближе к многослойным кубам, чем к классической Pyraminx. Поэтому продвинутые сборщики используют комбинации методов Pyraminx + 4×4 при решении.

Обозначения:

  • R (Right) — Поворот правой грани (вокруг центральной оси этой грани), по часовой стрелке, если смотреть на неё спереди.
  • R’ (Right Prime) — То же самое, но против часовой стрелки.
  • L (Left) — Поворот левой грани, по часовой стрелке (если смотреть на неё фронтально).
  • L’ (Left Prime) — Поворот левой грани против часовой стрелки.
  • U (Up) — Поворот верхней грани, по часовой стрелке (если смотреть на неё сверху).
  • U’ (Up Prime) — Поворот верхней грани против часовой стрелки.

Как это работает в Master Pyraminx:

Каждая из граней пирамидки может вращаться как внешне (угол), так и слоями. Так как Master Pyraminx — это 4×4 головоломка, под «R» или «U» в данном контексте чаще всего понимается внешний поворот всей грани, включая средние слои (аналог «wide move» в кубах). Можно представить, что:

  • R — это поворот двух правых слоёв (внешний + один внутренний),
  • U — поворот двух верхних слоёв (внешний + под ним),
  • и так далее.

Но в этой базовой формуле, чаще всего, имеют в виду внешние повороты всей грани.

Как пошагово собрать пирамидку Master Pyraminx?

Процесс напоминает сборку обычной Pyraminx, но с дополнительными слоями и элементами, что делает её интереснее и сложнее.

Общая идея сборки

Сборка Master Pyraminx проходит в несколько этапов, похожих на методы для куба 4×4. Принцип такой:

  • Сначала наводим порядок в вершинах (углах).
  • Затем соединяем рёбра — ведь теперь каждый «ребро» состоит из двух элементов, и их нужно правильно соединить.
  • После этого собираем как обычную 3-слойную пирамидку.
  • В конце устраняем возможные паритеты (особые ошибки, которые бывают только на чётных слоях — как здесь, 4×4).

Шаг 1: Поверните вершины (углы)

На каждой из четырёх вершин пирамидки есть маленькие треугольнички — это вращающиеся углы.
Их нужно просто повернуть так, чтобы они совпадали по цвету с центрами граней.

Это просто — сделайте так на всех четырёх вершинах.

Шаг 2: Соберите рёбра

Теперь самое главное — соединить пары рёбер. На Master Pyraminx каждое ребро состоит из двух половинок. Вам нужно находить такие половинки одного цвета (например, два сине-жёлтых) и соединять их рядом друг с другом, чтобы они образовали одно целое ребро.

Это делается с помощью специальных коротких алгоритмов — например:

  • (R U R’ U’) (U’ L’ U L) — (аналог «F2L»-движений из кубика Рубика)

Здесь вы помещаете одну половинку рёбра рядом с другой и склеиваете их, не разрушая уже собранные пары.

Соберите все рёбра, прежде чем двигаться дальше. На этом этапе очень важно быть аккуратным, потому что если вы перепутаете половинки (например, соберёте одно ребро из двух синих половинок, но одна из них на самом деле должна была быть с другой стороны), то в конце получите паритет.

Шаг 3: Соберите как обычную 3×3 Pyraminx

Когда все рёбра собраны, головоломка ведёт себя почти как обычная 3-слойная пирамидка.

Теперь вы можете использовать классические алгоритмы Pyraminx (например, для расстановки рёбер или поворота трёх рёбер по кругу) и собрать всю головоломку. Этот этап обычно проще предыдущего.

Шаг 4: Устраните паритет (если есть)

Иногда после завершения вы обнаружите, что два рёбра поменяны местами, или одно как будто перевёрнуто.
Это и есть паритет — он бывает только в чётных головоломках (4×4, 6×6 и т.д.) Для его исправления используется специальный алгоритм, например:

  • (R’ U2 R U R’ U R) U2 (R U’ R’)

Этот алгоритм переставляет три рёбра по кругу. Он работает, если у вас остался один паритет в конце. Его нужно делать аккуратно, удерживая пирамидку в нужной ориентации.

  • Выравниваем углы.
  • Соединяем рёбра по парам.
  • Собираем как обычную Pyraminx.
  • Устраняем паритет, если он появился.
Прокрутить вверх